И вот, наконец-то, мы подобрались с вами к одной из основополагающих практик, использование которой позволит вам, по мере овладения ею, управлять своими состояниями, собой, а возможно вы пойдете гораздо дальше….

Большинство людей не предпринимают никаких осознанных усилий по управлению своими состояниями – они просыпаются утром, принимая свое состояние, как должное, идут на работу, радуясь, когда светит солнце и негодуя, если идет дождь. Опять знакомо? А понятна ли причина переменчивости состояния? А разве мы не проводим свою жизнь в поисках все тех же  состояний? Разве сейчас вы не стремитесь ощутить радость или уверенность в себе, а еще вчера хотелось поплакать? Разве завтра вам не понадобится уверенность в себе при собеседовании, желая получить работу вашей мечты? Ясно одно – определенная цель или задача, а может и просто повседневная жизнь требует каждый раз своего состояния. Скажите, как было бы чудесно, если бы в каждом конкретном случае вы испытывали то самое необыкновенное состояние, мобилизующее ваши инстинкты и навыки, необходимые вам.  Или, наоборот, попытаться  избавиться от нахлынувшей тоски, раздражения или подавленного состояния не методом похода в бар или на беговую дорожку, а как-то иначе. Последний вариант даже весьма хорош, но проблема состоит в том, что состояния, полученные в том или ином случае недолговечны, т.к. мы лечили симптомы, а не болезнь, поэтому все возвращается на круги своя. Если уже совсем вдаться в крайности, то скажите – наркоманы потому употребляют наркотики, что им нравится колоть иголкой свои вены,  или они жаждут того состояние, которое испытывают после приема дозы? Вот видите, опять состояние. Мы все проводим большую часть своей жизни в погоне за тем или иным состоянием, ну и за финансовым конечно тоже.

    Однако, достаточно вводной части, и давайте постепенно переходить к практическим действиям. Для начала, я предлагаю определиться с такими моментами, как что мы будем моделировать и для чего. Ну, если с вопросом «что» более или менее понятно, то с вопросом «для чего» давайте немного поподробнее. Нам нужен пример, и, конечно же, этим примером будет тот или иной человек, который испытывает то или иное состояние и совершает те или иных действия в какой то области. Я веду повествование в общем, чтобы каждый из вас смог одновременно проецировать на себя, читая эти строки, и создавать свою модель состояния одновременно. Итак, мы выбрали определенного человека, я бы даже сказал, в определенный момент совершающего определенные действия, находясь  в определенном состоянии. Для наибольшей наглядности можно взять какого-нибудь героя из кинофильма в определенной сцене. Подумайте о том, какие именно убеждения присуще человеку в этот момент, какие чувства, эмоции испытывает он. Почему именно такой взгляд на то или иное событие, отношение к тем или иным людям  определяют его поступки, поведение,  руководят им?   Анализирую тот или иной персонаж в данном случае, у нас есть ряд преимуществ: временной интервал для более точного анализа восприятия мотивов его поведения, возможность повтора сцены для  детального анализа состояние героя вплоть до микроэлементов мимики, а главное – возможный сценарий развития событий, как последствие принятого решения.  Занимаясь этим анализом, вы не выстраиваете длинную логическую цепочку его поступков, ваша цель – это его состояние. В данном случае все эти заключения лишь направляющие к обладанию того или иного состояния. Вся соль и состоит именно в том, что наши действия, поступки, мысли являются результатом того состояния в котором мы находимся. Ведь недаром когда говорят «состояние аффекта», подразумевают действия или поступки без отчета и контроля, вызванные внешним раздражителем. Определенно, присутствует наличие двойственной связи: наши мысли вызывают то или иное состояние, которое, в свою очередь, порождает производные мысли, эмоции.  Представьте себя на некоторое время своим героем: движения, жесты, манера разговора – здесь действует правило: «не так важно, что вы делаете, куда важнее –  как вы это делаете». Манера, тональность, физические манипуляции – все это сопутствует созданию и переживанию определенного состояния, которое является вашей целью. Для тех, у кого из вас возник вопрос о том, почему мы должны брать с кого-то пример, копировать или воссоздавать,  я отвечу следующее: как вы думаете, если ребенка, не умеющего ходить, изолировав от людей, поместить к животным, которые передвигаются на четырех лапах, как он будет передвигаться? Не подумайте, что я кого-то сравниваю с таким ребенком, но, первоначально, моделировать состояния мы должны ориентируясь на кого-то. Уже потом, когда вы поймете механизм перехода, вы будете сами создавать свои уникальные модели, основанные на вашем личном мировоззрении и исходя из личных потребностей. Прочувствуйте в себе вашего персонажа – вы это он. Как сейчас вы смотрите на происходящее вокруг, что ощущаете? Кстати, данный пример очень удобен при решении той или иной проблемы, когда надо изменить взгляд, отношение к сложившейся ситуации.

Возможно, с первого раза у вас не все получилось, но не отчаивайтесь – попробуйте другую сцену, другого героя, подбирая для себя аналогичные нотки, свойственные вам. Со временем у вас начнет получаться, главное не относится к этому как к процессу обучения, больше, как к познавательной игре, испытав при этом юношеский задор. И еще, вы должны четко понимать, отдавая себе отчет, где вы, а где созданное вами состояние. Со временем, когда вы будете создавать свои модели, которые будут свойственны вам и будут являться частью вас, в этом уже не будет надобности, а пока надо четко понимать и видеть границы, ощущать их. Для чего? Просто, не думаю, что людям будет нравиться общаться с человеком, поведение которого будет наиграно.

Немного подытожим:

– Создавая образ, вживаясь в роль, мы преследуем цель испытать то или иное состояние вашего героя, чтобы понять и пережить его. К каким поступкам, действиям оно побуждает вас, какие мысли вызывает в вашем сознании? Уловить грань перехода состояний.

– Прочувствовать совместимость полученного состояния и вас путем анализа ощущений – как правило, наличие внутреннего  комфорта свидетельствует о правильности выбранного пути.

– Помним, ваша цель – это состояние, а не маска вашего персонажа (на первых этапах примерка маски помогает пережить состояние персонажа), т.к. состояние первично в данные момент. Именно состояние в совокупности с вашей индивидуальностью дает тот или иной результат в виде определенных решений, действий.

– То или иное состояние сопровождается наличием определённых ощущений, что в дальнейшем позволит вам, воспроизводя те самые ощущения, входить в нужное состояние.